Штуценбергер А.А. Принять семейную груду хлама и выбрать из нее собственную жизнь

gen.jpg
Психогенеалогия – и главным образом ее клиническая и историческая версии – позволяет заново приспособиться к своей личной и семейной истории, лучше вписать себя в прошлое и будущее и навести порядок на «стройке» оставленной нам предками.

   Как и с любым наследством, каждый получает обширный диапазон вещей и чувств: хорошее, плохое, опасной, и еще нечто, с чем мы совершенно не знаем, что делать.

  
Мы можем решить сохранить часы, столовое серебро и некоторые хорошие воспоминания и освободиться от лишнего – бесполезных, использованных, непригодных вещей или всего того, что совершенно не соответствует нашей эпохе.
  

Психогенеалогия позволяет:

  
• Сохранять лояльность, которая нам присуща; 
  

• Проявить все то, что может быть радостным, почетным, приятным и мирным;

  
• Снять с себя груз ошибок, страданий, ран и пережитков прошлого;

  
• Принять тот факт, что в прошлом нашей семья могли быть плохие, постыдные и невысказанные, не получившие завершения драмы, потери, которые невозможно принять (например, случай плохой смерти или болезни), - и принять все это со смирением, чтобы наконец жить своей жизнью.

  
Английская поговорка или пословица гласит: «Right or wrong, my country» , что можно было бы перевести так: «Хорошая или плохая, справедливая или нет, моя страна – это моя страна».

  
Мы могли бы так же сказать: «Что бы ни было в моем семейном прошлом, чтобы мои предки ни сделали или чему ни подверглись, чтобы они от меня ни скрыли «для моего же блага» или от стыда, моя семья – это моя семья, и я ее принимаю, т.к. не могу изменить прошлое». Но перерабатывая свое семейное прошлое, я могу от него дистанцироваться и взять в свои руки нить своей жизни.

  
Философ Поль Рикер в своей книге «Вольное и невольное» (1960) пишет о воле к жизни и о принятии того, чем невозможно управлять, того, что от нас ускользает, относясь к непроизвольности жизни. Мы не выбираем свою семью, но можем согласиться с тем, что мы в ней родились, и заново к ней приспособиться. Эта позиция противостоит позиции «бунтующего человека» Камю и философов абсурда.

  
Часто после переработки опыта с помощью психогенеалогии мы отмечаем исчезновение симптомов, а также прекращение повторяющихся событий или вредных или неприятных ситуаций. В некоторых случаях за этим следуют примирения, находки.

  
Глубинно перерабатывать личное и семейное прошлое – чаще всего это значит обнаруживать многочисленные повторения и таким образом освободить живых или тех, с кем мы общаемся, отправив трагедии и «плохое» к далеким предкам.

  
Это вернет семейной жизни несколько большою подвижность и уменьшит возможную горечь и обиды… на пользу – или в ущерб – предкам.

  
Построение своей геносоциограммы – это еще и время высвобождения речи, время принятия того, что было, того, что есть, своей принадлежности. Это возможность по-новому взглянуть на семейную комплексность, рассмотреть со всех сторон трудности – преодоленные или нет каждым поколением.

  
Кроме того, это путешествие во времени приглашает нас понять, как наша собственная история, наши маленькие истории – наши трудности и драмы – вписываются в большую историю и в социальную эволюцию.

  
Подняться по своему «генеалогическому древу», «всюду сунув свой нос» - значит позволить себе включиться в прошлое или оторваться от него, или оплакать – за себя и всех своих, выйти из предписанных ролей, «очистить древо», залечить семейные раны, завершив трауры и незаконченные семейные задачи – и немного овладеть тем, что мы передаем детям.

  
Наконец, я еще раз хочу напомнить, что , если и можно размышлять над своей историей в одиночку и/или своей более или менее расширенной семьей, всеет-таки безопаснее и основательнее и безопаснее это делать вместе с настоящими специалистами.

  
Взгляд со стороны – более нейтральный, доброжелательный и также более поддерживающий – позволяет не натолкнуться на подводные камни «интерпретации любой ценой», и коме того – отклик малой группы обогащает и помогает найти смысл. В малой группе нередко удается, благодаря «счастливому случаю», восполнить недостающую в семейной истории информацию и увидеть, как память одних будит память других…

  
Поддерживающая группа разрешает гнев, выражение невысказанной тревоги, живое и спонтанное волнение, которое трудно выразить в одиночку или в семейной жизни.

  
Пригласить специалиста для помощи в работе – это не так просто. Я уже говорила об этом в начале книги, и мне кажется существенным повторить еще раз: психогенеалогия – из-за того, что она стала модной и каждый из вовлеченных в нее не всегда прошел серьезное обучение, - может привести к злоупотреблениям. Таким образом, необходимо быть осторожным и одновременно справиться у консультирующего специалиста о его образовании, и подумать о надежности человека, который вам его порекомендовал. Все же речь идет о вашей душе и о вашей жизни! Когда мы работаем над собой (или с кем-либо другим), надо быть внимательными.
  

Не все значимо в нашем прошлом, и не все очевидно. Необходим также избегать подводных камней логики и «очевидной очевидности». Так как то, чего не было, то, что мы не видели, не сказали и не передали – так же важно, как и то, что было увидено и передано.

  
Важно действительно знать себя и принимать в расчет бессознательное, неожиданное и не предусмотренное. Фрейд учит нас, что человек – как айсберг: его подводная невидимая часть – то, что определяет его поведение и объясняет то, что происходит.

  
Семейные тайны и невысказанные терзания иногда передаются интергенерационно , но чаще косвенно и трансгенерацинно.

    
Патрик Авран, парижский психоаналитик, показал в книге «Шерлок Холмс и Ко», как образ мышления знаменитого детектива – столь отличный от образа мышления полицейских – позволяет ему найти решение, ускользающее от этих последних, только потому, что он не позволят очевидности захватить себя. Он пытается решить проблему, а не наказать виновника, следует за своими мысленными ассоциациями, с удовольствием позволяет себе удивляться неожиданному и видит вещи в их реальном контексте.

  
Он проверяет также, через кого до него дошла та или иная информация, и заслуживает ли информатор доверия, или он обманут видимостью.

  
Авран показывает также, как и в чем анализ, психоанализ позволяют пойти дальше и по-другому – в сознательном, бессознательном и в работе над собой и с другими. Тот факт, что Шерлок Холмс  - литературный персонаж, в этой демонстрации ничего не меняет. Прагматичные англичане поняли это до такой степени, что перенумеровали лондонскую улицу, добавив литеру «Б», чтобы воссоздать на Бейкер-стрит дом Шерлока Холмса, и по сей день каждый год посещаемый тысячами посетителей.

  
То, что у нас в голове – сильнее чем «действительная реальность», и в этом случае фантазия превосходит реальность.

  
Наконец, клиническая психогенеалогия, выражением и предпочтительным средством которой является геносоциограмма, - это увлекательная работа, к которой мы можем вернуться, если чувствуем в этом потребность, иногда из года в год… - это путешествие к себе, в поисках себя.
Этот – как принять семейное прошлое, даже далекое, всю его груду хлама и незавершенные задачи, - и затем выбрать из него собственную жизнь: вести свою лодку во что бы то ни стало и противостоять прямому и косвенному давлению, как семьи, так и окружения.  Я считаю, что каждый в какой-то степени ответственен за свою жизнь и за ее события.

  
Сенека учит нас, что нет благоприятного ветра для того, кто не знает куда идет.


Я бы сказала так: «Найди то, что заставит тебя поверить в жизнь» и «Открой глаза для хорошего»… с чистым сердцем, полным доверием к жизни и явной решимостью.

  
Я слышала – говорят, что с возрастом мы становимся ответственны за выражение своего лица.
Мы также можем направлять свою жизнь и гораздо больше, чем нам кажется…

  
«Быть или не быть, вот в чем вопрос…» Быть или становиться собой, всегда учащимся, всегда ищущим, проявляющим все свои возможности для того, чтобы широко открывать двери своего будущего и будущего своих детей, рожденных или тех, которые будут рождены.

  
Позаимствуем из великой эпохи классической Греции понятие kairos - момент благоприятной возможности для выполнения важных дел, в присутствии метафизической индивидуальности «здесь – и – сейчас».
   

Ральф Уолдо Эмерсон
 
ПРЕУСПЕТЬ В ЖИЗНИ
«Смеяться часто и без ограничений;
вызывать уважение умных людей и привязанность детей;
извлекать пользу из искренней критики
и выдерживать предательство ложных друзей;
ценить красоту;
находить в других лучшее;
Оставить в мире после себя что-то хорошее:
здорового ребенка, уголок сада
 или след в развитии общества;
знать, что кому-то стало легче дышать,
от того, что вы жили в этом мире;
вот что я называю преуспеть в жизни».
 
Автор: Анн Анселин Штуценбергер
Заказать обратный звонок
Задать вопрос
Регистрация на тренинг