Интервью с Романом Багдасаровым. Тайная география

Интервью с Романом Багдасаровым, историком, исследователем традиционных культур. Он - автор учебного курса по христианской символике и множества научных статей, о сакральной географии.

   
   - Начнем с истоков. Что же такое сакральная география?


   - Это представления о земном пространстве, лежащие в основе тех или иных религий. И у каждой религии они свои. Сакральная география не является наукой ни в классическом, ни в академическом смысле. Это знания о географии, привязанные к тем или иным традициям, в которых есть почитание Священного.


   - Скажите, с какого момента начинает формироваться сакральная географии Руси?


   - С начала правления равноапостольного князя Владимира. До Владимира не было Руси как целого. Собрав богов славян в единый пантеон, он заложил фундамент грядущего объединения племен. Зримым символом единства Руси после Крещения стало строительство Десятинной церкви. Говорить об этнической или государственной цельности непосредственно перед Владимиром сложно, однако нельзя исключать, что она могла существовать гораздо раньше и память об этом не давала славянским племенам сильно отрываться друг от друга. Были и общие места культового поклонения: к примеру, святилище Аркона на острове Рюген в Балтийском море.


   - Есть ли сейчас места, которые хранят отголоски архаической религии?


   - Конечно! Практически все православные храмы строились вначале на месте капищ (нехристианских храмов) или в тех точках, где обнаруживалась сверхъестественная активность.


   - Это связано с локальным энергетическим потоком?

    
   - Пожалуй, и так можно сказать.


   - В таком случае получается, что не суть важно, какой храм мы там возведем - христианский, буддийский, - важно, что его потенциал будет велик благодаря месту?


   - Ну, уж нет. Если буддийский храм будет возведен на энергетически сильном месте в окружении христианских церквей, тогда энергетика буддийского храма не станет усиливаться. Напротив, верующие, которые там будут находиться, испытают большой дискомфорт. Не всуе существует разделение между традициями и не зря определенные территории попадают в зону действия одной религии, а не другой. Укоренение на земле какой-либо веры определяется не только этническим фактором, но и "окраской" различных излучений, которые исходят от почвы. Они оказывают психическое влияние на человека. Испарения, минеральная пыль, запахи растений и т.п. создают сферу, в которой формируются и живут этносы. Помните летописную притчу о траве "емшан", без запаха которой не мог спокойно умереть степной князь?..


   - Вспоминаются также люди, долго находившиеся за рубежом и приобретшие черты того народа, с представителями которого они общались долгие годы. Недаром, например, русские, пожив в Тибете, окончательно принимают буддизм.


   - Буддизм - интересный пример. Ведь при Николае II построили буддийский дацан в Петербурге. Строительству покровительствовал сам Государь, и это был крупнейший буддийский храм в Европе. Тем не менее, судьба его несчастна. Он так и не смог толком функционировать. При царе этому противились священники, черносотенцы... А после революции он тоже пришелся не ко двору. Почему так произошло? Потому что он не вписался в среду. Хотя инициаторы строительства применяли фэншуй, выбирали специальное место далеко от центра...

  
   - В России фэншуй не действует?


   - Действует, но в России свой фэншуй. Фэншуй действует везде, только необходим учет особенностей того пространства, где он применяется. Сейчас огромное количество книг по фэншуй, и я этому радуюсь, считая подобное явление позитивным моментом в жизни России. Русские люди часто устремлены в заоблачные выси и совершенно не обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Некоторые почему-то убеждены, что если уделять внимание дому, гардеробу или парфюмерии, то пострадает "духовность". Кстати, еще Пушкин говорил, что "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Но, возвращаясь к фэншую надо помнить, что один фэншуй в городских квартирах, другой - в царских дворцах. Принципы те же, но проявляются они по-разному, поскольку пространство разное. Точно так же один фэншуй в России, а другой в Китае, где очень любят закругленные формы в дизайне и интерьере. Да, закругленные формы успокаивают, но это не факт, что всегда надо пребывать в релаксации, иногда и возбуждаться необходимо.

  
   - Сакральная география имеет отношение только к религиям или она подкрепляется естественнонаучными результатами? Был ли на Руси свой аналог фэншуй?

  
   - Это спорная тема, однако, регулярно предпринимаются попытки соотнести расположение культовых мест с данными, полученными в результате научных или околонаучных экспериментов. Наиболее разработана теория, согласно которой места расположения древних храмов и ряда захоронений связаны со скоплениями подземных вод. Кэптен Бутби считал, что сакральные объекты могли использоваться как знаки, указывающие на местонахождение запасов воды. Практически все курганы располагаются над двумя или более поэтажно пересекающимися водными потоками или подземными пустотами, заполненными водой. Как показывает Луи Шарпантье, такая картина характерна для христианских церквей во Франции.

  
   Если брать территорию России, то интересную информацию приводит Станислав Ермаков, ведущий эксперт Ассоциации "Экология непознанного". Исследователи попытались выявить какие-то закономерности в расположении ряда церквей различных лет постройки в Подмосковье (в Станиславле, Лужках, Давыдовой Пустынии т.д.). Биолокационная съемка показала, что под всеми обследованными храмами на различной глубине залегают подземные водные потоки. Обычно два или более из них поэтажно пересекаются под тем местом, где расположен закладной алтарный камень. Один поток обычно протекает под апсидами храма, а еще два или три - в основном помещении, а также под звонницей, если таковая имеется. Направление тока вод чаще всего совпадает и определяется характером местности, а русла обычно почти перпендикулярны стенам, в среднем, от 2-3 до 8-10 м. Потоки, проходящие под алтарным камнем, оказались ближе всего к поверхности. Биолокационная съемка была в большинстве случаев подтверждена и другими признаками.


   Интересны выводы исследователей. С одной стороны они полагают, что в ряде случаев были сознательно использованы особенности места, выбранного для постройки. Храмосоздатели, зная о свойствах воды, искусственно создавали сложную подземную гидросеть требуемых масштабов. С другой стороны само так называемое "формовое излучение" культовых сооружений воздействовало на окружающую среду так, что неупорядоченные грунтовые воды стали организовываться строго определенным образом.

   
   Есть и скептики, считающие, что в местах расположения церквей возникает особая энергетическая среда, которая, взаимодействуя с архитектурным сооружением и с информацией, постепенно привносимой людьми, образует иллюзорные "образы" подземных водных потоков, якобы существующих в данной точке земной поверхности.


   Дело осложняется тем, что, по мнению даузеров (лозоходцев), энергетическая структура сакральных мест и геоактивных зон вообще существует как минимум в трех пространственных измерениях. Так, изучая мегалиты и христианские храмы Англии, британские даузеры установили, что по вертикали эта структура образуется спиральными потоками, каждый из которых меняет полярность и силу воздействия в зависимости от фазы Луны. В мае 1992 г. подобная вертикальная структура была найдена при исследовании Троицкой церкви в селе Лужки Серпуховского района Московской области. Исследования помещений московских храмов (в тех случаях, когда это было доступно) позволили выявить наличие целого набора разных энергетических структур: полос, кольцевидных аномалий и т.д. Распределение их на площади храма в целом одинаково в постройках различного времени и разных архитектурных стилей.


   Все это безумно интересно, но, конечно, нуждается в строгой проверке. Подобные эксперименты лишний раз подтверждают общеизвестную в средние века (а в России и несколько позже) вещь: потомственные строители (каменщики, плотники, тем более, храмоздатели) обладали рядом профессиональных секретов, строго охранявшихся от непосвященных. Деятельность настоящих храмоздателей всегда преследовала конкретные цели и чем серьезнее они были, тем труднее нам сейчас их понять. Хотя я верю, что любая тайна подобного рода создавалась для того, чтобы быть раскрытой. Вопрос лишь, кем и когда...


   - Роман, вы много писали о связи Православия и архаической религии (то есть, по существу, язычества). Если это так, то должны быть вещественные свидетельства такой связи. Наверняка к таковым можно отнести лежащий на берегу Плещеева озера Синий Камень, рядом с которым был построен дом святого Александра Невского...


   - Да, это действительно свидетельство того, что православное сакральное пространство на Руси нерасторжимо с более древним пластом. Правда, термин "язычество" тут неуместен. В древности, когда закладывались основы нашего сакрального пространства, не было никакого язычества, потому что и христианства еще не было. Тем более не называли себя язычниками сами славяне, или вы думаете, что они кого-то кроме себя считали "богоизбранным народом" (ведь только в случае такого противопоставления термин "язычество" имеет смысл)?! Это похоже на историю с варварами. Эллины называли варварами персов, а те - наоборот. На нашей же территории обитали скифы, и они считали варварами всех остальных.

  
   - Может быть, тогда нужно воспринимать сакральное пространство Руси как центр по отношению к другим землям?


   - По крайней мере, мы не обязаны считать такими центрами Запад или Византию. Ведь если взять ту же греко-римскую мифологию, то наиболее сакральные области, которые она помнит, локализуются на территории России скорее, чем где бы то ни было. Ни скифы, ни славяне не считали, что в странах Запада или Юга есть что-либо священное, а вот греки, римляне и скандинавы рассматривали территорию современной России (Гиперборею, Биармию) как родину богов и средоточие несметных сокровищ.


   - Где границы сакрального пространства Гипербореи-Скифии?

 
   - Нужно прежде всего обратиться к людям, которые жили там и к тому, как они это пространство сами определяли. А после можно переходить к теориям. Почему-то в науке принято считать вторичной и позднейшей "Повесть о Словене и Русе": якобы она появилась на русской почве под влиянием польских летописей. Может и так, но почему тогда она молниеносно распространилась во множестве, буквально в сотнях списков, начиная с XVI века, и была принята русскими как фундаментальное объяснение географического положения России, его центральности? Границы Скифии в этой повести определяются так: "Словен и Рус... обладали северными странами по всему Поморью вплоть до Ледовитого моря, и окрест Желтовидных и Зеленовидных вод [имеется в виду побережье Балтики, включая Ботнический залив], и по течению великих рек Печоры и Выми, и за высокими непроходимыми каменными [Уральскими] горами в стране называемой Скирь, то есть Сибирь, по великой реке Оби до устья Беловодной реки [Енисея], вода которой бела как млеко". Получается квадрат. Но ведь и Геродот описывает общую площадь скифских земель как квадрат! Историки также размещают Скифский Квадрат на территории России. Спор идет лишь о его размерах.


   - Что говорит "Повесть о Словене и Русе" о значении этого Квадрата?

  
   - Если следовать Повести, то это была наиболее закрытая и огражденная от внешних вторжений территория. Античные историки также  свидетельствуют, что никто не проникал во внутренние области скифов, а единственный человек, который составил их описание, Аристей, достиг Гипербореи не телом, а духом, находясь в состоянии транса. Его душа парила над Скифией, видела местности, климаты, разливы рек, а тело в это время безжизненно лежало в сукновальне. Кстати, археология во многом подтверждает греческие сведения о Скифии или скандинавские о Биармии. Так, с конца XVIII века ведутся раскопки скифских курганов, которые вполне оправдывают сообщения Геродота. То же можно сказать о знаменитых кладах, обнаруженных на Пермской земле - загадочной Биармии, о которой грезили викинги.

  
   - Интересен характер религиозности населения Руси. В наш Квадрат входят все типы ландшафтов. И даже если везде доминирует Православие, то наверняка в степи будет один его тип, в лесной местности - другой.


   - Если вспомнить о разбиении великого княжества Владимира на уделы, можно согласиться, что период раздробленности в феодальной Руси был просто необходим. При догматическом, юридическом единстве Православие породило у нас великое множество форм. В каждой земле были свои подвижники, чудотворные иконы, чтимые праздники, особенности зодчества, святые источники. "Языческая" Русь стала православной, не потеряв глубинных корней и культурного многообразия.


   - А какова вообще символическая нагрузка фигуры квадрат?


   - В православной иконографии квадрат символизирует землю, ибо здесь воплощается идея о четырех направлениях, образующих идеальное пространство. Для государства тут важна присущая квадрату стабильность. Потому что когда ширина равна длине, периферии сообщаться с центром гораздо удобнее.


   - Поэтому важно, чтобы на нашу территорию не вступило НАТО?


   - А, может, важно, чтобы Россия в него вступила?

  
   - Но тогда будет нарушена фигура идеального квадрата.


   - Она и так давно нарушена. Российская Империя, СССР и даже современная Россия выходят за его рамки. Кроме того, если исходить из логики континентального центра, Россия должна принять главную ответственность за мировой процесс. В этом плане ее вступление в НАТО неизбежно.


   - Каждое княжество в период раздробленности взращивало собственные сакральные ценности. Что же происходило в период объединения Руси?


   - Политические центры, как правило, совпадали с сакральными или последние находились недалеко от них (например, Боголюбово, где пребывала чудотворная икона Божией Матери и Владимир, столица северного княжества; Москва и Троице-Сергиева Лавра, в XVII веке - Новый Иерусалим). Князья и цари всеми путями пытались усилить духовный авторитет своего престола, вступали в переговоры с первосвященниками, чтобы те переезжали в столицу, свозили туда реликвии. Когда судачат об опричнине царя Иоанна Васильевича, почему-то забывают, что устраивалась она не из-за пресловутого "садизма" Грозного, а с целью собирания православных святынь, для их охраны.

  
   - И от чего же нужно было охранять святыни?


   - Прежде всего, от прикосновения недостойных людей. Вообще, святыня сохраняет приписываемую ей силу до того момента, как ее касается недостойный. Если это происходит, реликвия оскверняется и восстановить ее в прежнем качестве задача не из легких. В отношении к святыням между средневековым и современным христианским менталитетом пролегает пропасть. Если бы средневековый христианин попал к нам, где за годы атеистического беспредела не осталось ни одной известной и неоскверненной святыни, он отказался бы признать нашу Церковь православной. Ибо для охраны реликвий у нее отсутствует православное воинство.

  
   - Можно пример святыни?


   - Главной святыней, за которую боролись рыцари всего Христианского мира, был и остается Гроб Господень. Именно из-за него устраивались крестовые походы. Но мало кто понимает, что Гроб Господень - это не столько пещерный объем, сколько плита «лавица», на которой покоилось тело Христа. Когда крестоносцы наконец проникли в пещеру Воскресения Господня, плиты там уже не оказалось. Именно поэтому был устроен поход на Константинополь, но и там ее не нашлось. Вслед за тем организовали поход на Новгород, где пребывал тогда Гроб Господень. Борьба за него предопределила и битвы с Александром Невским и войну Ливонского ордена против Ивана Грозного. Остальные причины этих столкновений - только следствия.


   - Где же теперь крышка Гроба и кто является ее хранителем?


   - Слава Богу, не знаю, в противном случае я не стал бы даже затрагивать эту тему.

  
   - Тогда на основании чего вы утверждаете, что в Новгороде действительно хранилась эта святыня?


   - Существует летописное сообщение о Добрыне Ядрейковиче, который привез на Русь Гроб Господень в XII в. Впоследствии Добрыня стал архиепископом Великого Новгорода Антонием, местночтимым святым. После него и вплоть до святителя Макария Московского хранителями Гроба являлись новгородские архиереи. Гроб, судя по всему, содержался в тайнике собора Святой Софии, о чем свидетельствуют раскопки, во время которых под алтарем было обнаружено пространство, по размеру идеально подходящее для плиты. Там даже стояли столбики, на которых некогда она покоилась. Архиепископ новгородский, затем митрополит московский Макарий был очень близок Ивану Грозному, после его смерти плите угрожало исчезновение. Новгород был полноправным членом Ганзейского торгового союза, и святыня могла перекочевать на Запад. Поэтому Иоанн IV устроил свой печально знаменитый поход.


   - Процветание Новгорода тоже, наверное, было обусловлено силой упомянутой святыни?


   - Безусловно. И часть новгородцев догадывалась об этом. Призыв князя Александра "Встанем за Святую Софию!" - это не потребность проливать кровь за стены или даже за золотые оклады. "...Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", -  сказано в Евангелии. Средоточием духовной жизни для новгородцев был собор Святой Софии и покоившийся там Гроб Господень.

  
   Святыни, вообще, становились "магнитными" центрами, вокруг которых формировалось сакральное пространство Руси. У каждого города и княжества они были свои, и вокруг них начинала закипать жизнь. Сначала святыня, потом  город, торговля. Не наоборот, как нас пытаются уверить, будто сначала торговище появлялось, а рядом с ним попы церковь пристраивали.


   - В таком случае, почему в середине XX века такой посвященный человек, как Гитлер, обладавший копьем сотника Лонгина (им был проткнут бок у распятого Христа), начав войну с Советской Россией, вдруг открывает на ее территории христианские храмы? Для него ведь это должно было быть недопустимо, поскольку он увеличивал наш потенциал...

 
   - Не думаю, что Гитлер считал, что, воюя против СССР, он воюет с христианской державой. Подобный взгляд присущ некоторым "конспирологам", но даже по указанной вами причине он представляется мне надуманным. Конечно, из песни слов не выкинешь: Гитлер открыл более 14 тыс. церквей, а Сталин созвал Архиерейский собор и возобновил работу семинарии. Однако, и того, и другого сложно назвать христианами. Открытие храмов было для них всего лишь средством в политической борьбе.


   - Если говорить о современной России, то хочется узнать о главной святыне Москвы. Есть версия, что ею являлся разрушенный большевиками храм Христа Спасителя.


   - Это профаническая версия. Главнейшей святыней Москвы является комплекс сооружений Кремля и прилегающей Красной Площади.


   - Она актуальна и сегодня?


   - Да, ибо это практически не разрушенный сакральный центр Москвы: земля в Московском государстве измерялась от Лобного места. В комплекс на Красной Площади привнесены некоторые изменения, которые, возможно, не совсем позитивны в плане христианской традиции (мавзолей Ильича, к примеру), но основная структура сохранилась. Хотя часть православных традиционалистов считает, что пока Красной Площади не будет возвращен дореволюционный облик, мы будем жить в искаженном пространстве.


   - Существует ли сакрально-географическое единство русских святынь?


   - Да. Основы его осмысления заложили историки архитектуры Михаил Кудрявцев и  Геннадий Мокеев. Наиболее глобальная пространственно-временная схема связана с Уделами Божией Матери. Первый удел - Афон, второй - Иверия (Грузия), третий - в Киеве, четвертый - Дивеево. Интересно, что уже около тысячи лет передвижение Удела происходит на территории России.

  
   - Насколько мне известно, существует некий магический принцип, согласно которому, располагались святые места. Он связан с так называемыми лей-линиями...


   - Альтернативный историк Рене Нурберген пишет, что "лей-линии" это следы раздела земных владений между потомством Ноя, которого он считает исторической личностью. Земли, разграниченные такими линиями, описаны в Библии, а затем воспроизводились на средневековых картах.


   Впервые "лей-линии" были открыты в  начале 1920-х годов Альфредом Уоткинсом, английским коммерсантом и историком-любителем. Уоткинс совершал прогулку верхом на лошади по Брэдуортским холмам близ Херефорда. Вдруг он увидел нечто, на что никогда не обращал внимания. Несколько шпилей церквей выстроились в совершенно прямую линию. Зная, что эти церкви были возведены на местах доисторических святилищ, он задумался, не объединяет ли их какая-то невидимая схема. Размышляя над этим вопросом, он вдруг осознал, что не только древние храмы, но и курганы, древние каменные столбы, кресты, перекрестки дорог, священные деревья, рвы и святые источники стояли на тех же самых линиях! Поспешив домой, Уоткинс тщательно отметил все древние поселения и памятники, известные ему на подробной карте. Если бы даже пять или шесть точек выстроились в линии, это было бы уже далеко не случайно, но оказалось, что восемь, девять и даже более точек, все выстраиваются в безупречно прямые линии! Пойдя еще дальше в своих изысканиях, Уоткинс начал сравнивать свою схему с положением на других картах и обнаружил, что лей-линии могут простираться на десятки миль, как правило, оканчиваясь у вершины горы или высокой скалы. С помощью друга Уоткинс предпринял детальное обследование всей Англии и Шотландии, и всюду они находили дальнейшие следы доисторической сети прямых линий, которые когда-то проходили по всему острову.


   Основываясь на открытии Уоткинса, майор британской армии Х. Тейлор, в сопровождении профессионального топографа, предпринял еще более детальное исследование этой странной регулярности. Практически одновременно с ним тем же занялся немецкий географ д-р Хейниш. На международном конгрессе в Амстердаме "Принципы доисторической культовой географии", он сообщил притихшей аудитории, что когда-то в далеком прошлом существовал магический принцип, согласно которому располагались святые места. Они располагались, продолжал доктор, на линиях, которые рассчитывались в соответствии с положениями солнца, луны и планет. Вдобавок к этому Хейниш заявил, что единицы измерения, использованные для проведения этих линий, подробно ранним египетским геодезическим исследованиям, основывались на простых долях измерений земли. Хейниш обнаружил примеры таких линий не только в Британии, но и по всей Европе и Среднему Востоку. Столь обширные масштабы и точность определения этих линий производили большое впечатление и Хейниш заключил, что они являются доказательством существования в прошлом широко распространенной цивилизации, обладавшей развитыми знаниями как технологии, так и магии.


   - Какое продолжение имеют лей-линии на территории нашей страны?


   - В середине 1980-х под Челябинском был открыт Аркаим (уникальный

памятник протогородской цивилизации XVII-XVI вв. до н.э. на Южном Урале, современник пирамид Среднего царства Египта и критомикенских дворцов), который находится практически на одной параллели со Стоунхенджем и рядом западно-славянских святилищ. Интересный момент: хотя они расположены на одной линии, но Аркаим, в отличие от Стоунхенджа, ритуально построен без применения камня. Он был религиозно-научным центром, где апробировали передовые для той эпохи и региона технологии. Там проживал малочисленный контингент, состоявший из жрецов и воинов, занимавшихся металлургией, в тайны которой допускались только избранные.


   - Что представляют собой так называемые "гиблые места"?


   - Это места, предназначенные некогда для определенных ритуальных действий. Самым известным "гиблым местом" считается Дельфийское святилище, где из расселин в земле поднимались ядовитые пары, которыми дышала пифия, после чего впадала в транс и прорицала. Древние жители Европы иногда совершали в болотах человеческие жертвоприношения. Гиблыми подобные места стали называть тогда, когда утратилось их значение. Позднее они использовались колдунами и монашествующими, одними для магической инициации, другими - для молитвенного подвига.


   - Как определить благоприятное и гиблое место?


   - Благоприятное и сакральное место могут являться разными вещами, а могут совпадать. К примеру, у человека в саду есть беседка, где ему больше всего нравится находиться, но вот считать ее "сакральной" можно разве что в рамках личной "мифологии" или "религии". К традиционным представлениям это отношения не имеет. Правда, этот человек может прожить исключительно праведную жизнь, которая продемонстрирует его сильную веру в какой-нибудь религии. В силу этого его станут почитать приверженцы этой религии, и творить чудеса его именем, короче он прославится как святой. Тогда и беседка, где он любил бывать, может превратиться в сакральный объект. Подобными объектами, как правило, изобилуют места, где длительное время жил тот или иной святой, пророк или даже Бог. Святая Земля в Палестине и Израиле - самый яркий пример.


   Итак, сакральность места базируется на религиозных, культовых представлениях, а его благоприятность основана на психофизическом воздействии на людей того или иного типа.


   То же касается "гиблых" и "проклятых" мест. Гиблое противостоит благоприятному, а проклятое - сакральному. На проклятом месте совершилось некое религиозное злодеяние, которое не было искуплено в рамках этой традиции. Этого может не почувствовать неверующий человек, но для верующего контакт с таким местом неблагоприятен. Для этого нужно обладать определенной "чувствительностью". По этой причине на христианских и мусульманских кладбищах запрещено, согласно традиции, хоронить самоубийц, ибо те совершили преступление не против людей, а против Бога, даровавшего им жизнь.


   Часто "гиблым" местом считается заброшенное, пустынное место, где, возможно, некогда бурлила жизнь, а затем оно запустело. Здесь важно разобраться в причине запустения. Оно опять-таки бывает связано с совершением каких-то недопустимых с религиозной точки зрения действий и "гиблое" место оказывается на самом деле "проклятым".


   - А как быть с целыми районами, построенными на свалках или кладбищах? Можно ли как-то превратить гиблое место в пригодное для человека?


   - Яркий пример гиблого места, которое начинает меняться в лучшую сторону - Бутовский полигон на юге Москвы, где в 1937-38 годах были расстреляны и тайно захоронены десятки тысяч человек. С точки зрения христианства, такое пренебрежение к памяти усопших являлось кощунством, ибо оскорбляло само божественное достоинство человека. Многие из убитых не смогли должным образом подготовиться к переходу в мир иной, следовательно, согласно традиции, их души не получили упокоения. А там, в Бутово начали строить жилой район. Большое значение имели заупокойные службы, которые проводились не только православными, но и католическими священниками, служителями других конфессий. Сейчас там возведен мемориал. Публикуются списки репрессированных, приезжают родные, близкие, возлагают цветы, вспоминают и молятся. Это тяжело, но неизмеримо лучше безымянных черепов, по которым ездят или ходят ногами. Можно надеяться, что то негативное восприятие Бутова, которое развилось после вскрытия захоронений, такой соборной памятью будет постепенно нейтрализовано и помимо ужаса и боли, будет вызывать иные, более светлые чувства.


   - Какова сакральная география Москвы?

 
   -  Раньше в Москве было очень много священных мест, святынь. Город был другим и восстановить ту Москву уже невозможно. К тому же сейчас город является средой обитания не одних христиан, но и мусульман, иудеев, буддистов... У каждой религии здесь своя "сакральная география".


   Исторически, конечно, сакральная география Москвы связана с православными святынями. Это местонахождение святых престолов (алтарей), мощей святых, чудотворных икон. Сейчас в Москве существуют десятки, возможно, сотни чудотворных икон. Причем необязательно они находятся в храмах, могут быть и у кого-то дома. В таком случае обычное жилище превращается в местопребывание святыни, считается, что вместе с людьми под одной крышей обитают и ангельские силы... Хозяева такого дома несут большую ответственность. Ведь когда человек выделяет какое-то место как священное, он, обычно, не претендует на то, чтобы находиться там постоянно, поскольку для этого нужно быть в определенном, правильном, с религиозной точки зрения состоянии.


   - Какие наиболее благоприятные места для путешествий и отдыха для нас, россиян, в России и в мире? Куда надо ехать, чтобы полноценно отдохнуть, зарядиться энергией, исцелиться, наконец?


   - Понимаю вопрос в плане "сакрального". Это зависит от нашего вероисповедания. Мекка, Медина, Гималаи, Рим, Афон, Псково-Печерский монастырь, Дивеево. Угадайте, какое место кому из верующих подходит. Священное место возникает где-то не потому, что там изначально хорошо, а потому, что его преображает та сверхъестественная, благодатная активность, которая там проявляется. Так, например, на месте нынешнего Сергиева Посада был глухой лес. И лишь после того, как там стал совершать монашеские подвиги св. Сергий Радонежский, образовалась обитель, а затем посад, город. Важен сам процесс приближения к святому месту, поэтому путешествие к нему называется не отдыхом или вояжем, а паломничеством.


   Конечно, самыми дальними и высокочтимыми для русских святынями были Иерусалим и Бар-град (где до сих пор пребывают мощи Св. Николая, самого чтимого на Руси святого). Добравшийся туда исполнял многочисленные просьбы родных и друзей, вешал лампадку, ставил свечи, клал поклоны, брал домой священную землю или камни и т.п.


   Вероятно, возможно совмещение "полноценного" отдыха и религиозного паломничества, но решается эта проблема индивидуально. В то же время, неверующий человек может испытывать интерес к сакральным местам и до многих из них может свободно добраться. И если он так поступает, возможно, какая-то его часть тоскует по священному и хочет к нему приобщиться. Иногда даже такому нетрадиционному "паломнику" могут открыться удивительные вещи, главное, чтобы он походил к святыне с чистым сердцем.

Заказать обратный звонок
Задать вопрос
Регистрация на тренинг