Фридъюнг Юттнер. Все начинается с семьи

semja.jpg
«Предки фигурируют в нашем родовом бессознательном в качестве специфических возможностей судьбы».

Леопольд Зонди (Leopold Szondi)

Некоторые народности (например, индейцы) верят, что мы не одиноки, поскольку за каждым из нас – вереница предков. И эти предки «надеются», что мы решим проблемы, с которыми они в свое время не справились.

  
Данное представление вполне соответствует учению о родовом бессознательном, согласно которому предки не только «стоят за нами», но и оказывают на нас свое воздействие посредством генов.

  
Предки не только ставят перед потомками проблемы, которые те должны решать , но и могут оказать помощь.

  
Если для индейцев предки – некие мистические существа, то в нашей теории это слово является скорее метафорой для обозначения унаследованных склонностей, способностей и сущностных черт человека. Использование слова «предки» оправдано тем, что носители этих склонностей и сущностных черт часто появляются в сновидениях.

  
Мы сможем лучше понять учение о родовом бессознательном и сделать его полезным для нас, если ответим на вопросы:

  
– Каково содержание родового бессознательного?
– Как оно проявляется?
   
ПРЕДКИ В «ЗАЛЕ ОЖИДАНИЯ»

  
Содержание родового бессознательного образуют так называемые «предки», которые находятся как будто в «зале ожидания». Но они при этом не бездеятельны, а стремятся любым возможным образом проявиться.

  
Ниже приводится пример, с которого я обычно начинаю разговор о сновидениях.

  
Женщина, по профессии социальный работник, часто видит во сне неопрятно одетого мужчину «похожего на беспризорника». Однажды в одном из ее сновидений он уселся напротив нее в поезде с полбутылкой пива в руке и наговорил ей гадостей.
  

На терапевтическом сеансе женщина предположила, что она, скорее всего, встречала во сне одного из своих предков. Если перевести ее признание на язык глубинной психологии, то получится следующая картина. В сновидении проявилась унаследованная часть ее собственной личности, а именно склонность к бродяжничеству. (Впрочем, было нетрудно найти черты беспризорности в более ранних фазах ее жизни.)

  
Кроме того, мы поняли, что выбор профессии, связанной с заботой о  беспризорниках – в первую очередь, алкоголиках – имеет прямую связь с ее собственными склонностями.

  
Судьба, которую человек проживает, приходит не откуда-то извне, а изнутри него самого.
Герман Гессе (Hermann Hesse)

  
Двое моих коллег, Армин Беели (Armin Beeli, 1987) и Герхард Кюрштайнер (Gerhard Kűrsteiner, 1980), много занимались анализом подобных сновидений.

  
Таким образом, мы «поддерживаем связь» с нашими предками через поколения. Относительно того, как проявляют себя предки, мнения расходятся.

  
Зонди говорил о «борьбе притязаний предков» (1952, 28), вероятно, находясь под влиянием идей Чарльза Дарвина, который связывал эволюционный процесс с постоянной борьбой за существование. Современный английский биолог Ричард Доукинс (Richard Dawkins, 1996) даже утверждал существование некоего «эгоистичного гена».

  
«Любая, даже самая незначительная способность, является у нас врожденной, поскольку нет способностей, приходящих из ниоткуда».
Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe)

  
Мне думается, с этими взглядами нужно распрощаться. Новейшие исследования видят основной принцип развития не столько в борьбе, сколько в кооперации (Bauer, 2006). Гены (= «предки») не просто хотят любой ценой реализоваться сами, но и помогают человеку на пути к становлению в направлении большей свободы и гуманизации.
   

Как Вы поступаете с «Каином» и «Авелем»?
Каин и Авель – библейские персонажи, иллюстрирующие фундаментальные психические модели поведения людей. В каждой из этих фигур резюмируется целая совокупность возможных способов переживания, мышления и поведения. 

  
Мы не можем игнорировать эти образы, поскольку они существуют в каждом из нас. Важнейшую роль в жизни отдельного человека и целых народов играет образ Каина. Поэтому судьбоанализ уделяет ему такое же пристальное внимание, какое психоанализ уделяет Эдипу (Szondi, 1969, 8).

  
Зонди утверждает: «Миром правит Каин». Подчеркивая значение этой фигуры, он пишет: «Судьбоанализ ставит Каина в центр человеческого существования» (1969, 7-8). Возможно, Зонди считал так потому, что пережил ужас двух мировых войн и пребывания в концентрационном лагере.

  
В его теории Каин является олицетворением злого начала в людях: ярости , ненависти, зависти, ревности и мстительности, вплоть до желания совершить убийство.

  
У Каина был брат Авель – его полная противоположность. Авель хотел быть добрым, справедливым и набожным. Однако он «совершил ошибку», позволив себя убить, и теперь обречен на постоянный страх, быть убитым.

  
С психологической точки зрения проблема заключается в количественном выражении (или силе) этих склонностей, особенно когда они сосредотачиваются на крайних полюсах добра или зла.

    
«Самое странное существо в мире – это человек. Только он способен по своему усмотрению стать и великим святым, и самым отчаянным грешником».
Ангелиус Силезиус (Angelus Silesius)

  
Как правило, мы располагаем качествами и Каина, и Авеля. Это придает нашей личности витальность и окрашенность. Но, поскольку эти две силы редко бывают распределены равномерно, нам приходится сознательно воздействовать на них, чтобы в соответствующей ситуации вести себя подобающим образом. Для этого мы используем силу «Я».

  
Согласно теории судьбоанализа, мы еще с колыбели наследуем свои склонности от предков – биологическим путем, посредством генов.

  
Каинистической личности свойственно накопление злобных тенденций, а затем их взрывообразная разрядка. Если человек не желает признавать у себя наличие таких тенденций, не хочет подавлять, вытеснять или бороться с ними, подобно Авелю, то он представляет опасность для окружающих. В некоторых ситуациях каинит может – чаще всего неожиданно для окружающих – позволить проявиться своей беспощадной ярости, вплоть до совершения убийства.

  
В средствах массовой информации нередко сообщается о подобных случаях, виновниками которых оказываются молодые люди.

  
Один юноша в приступе гнева убил девять человек, устроив бойню в школе для индейцев в США (NZZ vom 23. 03, 2005).

  
Многих людей потрясла история семнадцатилетнего Кипа Кинкеля, который, совершив убийство, надел маску Авеля.

  
«Кипа выгнали из школы после того, как нашли в его шкафчике украденный пистолет. В ответ на это он убивает свои родителей… прихватывает три пистолета,  несколько тысяч (!) патронов и устраивает пальбу в столовой своей бывшей школы.

  
Перед вынесением приговора он дрожащим голосом зачитал обращение с просьбой простить его. Он очень любил своих родителей и вовсе не думал их убивать. Для стрельбы в школе также не было никаких причин. Он не хотел всего этого».
(Zűrich Express vom 12.11. 1999).

  
У Каина множество личин. Нередко он прячется под «маской страха». Разнообразные типы проявлений Каина описаны в книге Л. Зонди «Каин – образы зла» (Kain – Gestalten des Bösen, 1969).

  
«Задача судьбоанализа заключается в том, чтобы осознать и социализировать негативное воздействие подавленных, открыто не проявляемых притязаний предков».
Леопольд Зонди (Leopold Szondi)

  
Не следует забывать, что у Каина есть и свои положительные стороны. Например, библейский Каин сделал немало полезного для человечества. Он стал строителем городов (Бытие, 4 : 17). Мы должны быть благодарны ему за формирование категорий права и закона (Dershowitz, 2002). Нашей способности быть справедливыми мы также обязаны Каину, живущему в нас. Каин позволяет нам выживать гораздо эффективнее, чем Авель.

  
Борьба между Каином и Авелем – неизбежный этап на пути к собственному «Я» и гуманизации. 

     
Чтобы избежать соблазна воспринимать теорию предков буквально, а не метафорически, повторю: не существует никаких предков, которые живут и действуют в человеке. Однако образ «предков» помогает лучше понять влияние наследственно обусловленных биологических задатков на наши переживания и поведение. Кроме Каина (=  «Вечного странника») судьбоанализ выделяет и другие фигуры предков, на которых я здесь подробно останавливаться не буду.

  
Сейчас рассмотрим второй вопрос: Как проявляется родовое бессознательное?
 
 ЧТО ПРИВОДИТ В ДВИЖЕНИЕ ПРЕДКОВ?

  
Мы уже говорили о влиянии родового бессознательного (см. историю о женщине-социальном работнике и ее сновидениях о беспризорниках). Тогда мы установили взаимосвязь между выбором профессии и образом предка.

  
Можно утверждать, что образ именно того «асоциального предка» пробудил интерес к занятиям с беспризорниками и привел к положительному результату как для самой женщины, так и для общества. Благодаря профессиональной деятельности она «примирилась» со своими негативными склонностями и тем самым снизила опасность развития симптомов беспризорности у себя. Наследственные задатки позволяют ей лучше понимать своих клиентов и успешнее работать с ними. Она считается очень хорошим специалистом.

  
Таким образом, влияние родового бессознательного проявляется в самых главных выборах, которые совершает человек, выборах предков. Наши предки делают выбор, как считал Зонди, «на основании схожести наследственных задатков». Лучше разобраться в этом нам помогает адаптивное бессознательное, которое обладает оценочными способностями для выбора нужного решения из уже готовых (Wilson, 2007, 75-77).

  
Именно это (адаптивное) бессознательное мгновенно и автоматически оценивает генетическое родство с другим человеком или «атмосферой профессиональной деятельности», а затем переводит это в чувство симпатии или антипатии, побуждающее нас к определенному выбору (например, профессии).

  
«Судьбоанализ и генетика согласны в том, что гены человека обуславливают его выбор, идет ли речь о брачном партнере или о профессии. Но у них разные точки зрения на  механизм этого выбора».
Эдит Цербин-Рудин (Edith Zerbin-Rűdin)

  
Правильный выбор профессии, удовлетворяющий потребностям «предков», имеет большое значение для психического и физического здоровья человека. Иногда весьма полезными могут оказаться и разные хобби.

  
Судьбоанализ располагает огромным количеством информации о том, в какой профессии или деятельности могут разрядиться те или иные потребности чело века (См. Szondi, 1944, 2004; Jűttner, 2003).

  
«Важный фактор, имеющий отношение к удовлетворенности профессией – способность извлекать позитив из самых разных ситуаций. Эта способность развита у людей не в равной степени. Это, скорее, вопрос генетической предрасположенности».
Дитер Циммер (Dieter Zimmer)

  
В качестве иллюстрации приведем несколько примеров:
а) Если у человека сильная агрессивность, то он выбирает (точнее, выбирает его «предок») профессиональную деятельность, в которой ее можно отреагировать. Он становится боксером, мясником или стоматологом.
б) Люди, имеющие депрессивных или шизоформных предков, как правило, выбирают профессии, связанные с психологией, и работают в соответствующих учреждениях.
в) Человек со склонностью к пиромании становится пожарным, чтобы «быть поближе к огоньку». Это объясняет, почему пожарные иногда сами организуют поджоги. Таким образом, пиромания получает необходимую разрядку.

  
Двадцатитрехлетний сотрудник добровольной пожарной дружины признался в организации трех поджогов – в подвалах и в маленьком домике в Пули. Молодой человек поступал так, чтобы затем отреагировать свои пироманические наклонности в качестве пожарного (Tagesanzeiger vom 8. 06, 1995).

  
Двадцатилетний пожарный из Менхальторфа был изобличен как поджигатель и сознался в организации серии поджогов (Tagblatt Zűrich vom 21. 05, 1993).

  
Предки также вмешиваются в выборы друзей и брачных партнеров. Кроме того, существует множество свидетельств, что предки способствуют бессознательному выбору нами болезней.

  
Все эти примеры можно прокомментировать уже знакомой нам цитатой: «Выбор делает судьбу». Этот выбор является бессознательным. Значит, поступая по вполне осознанным мотивам, мы направляемся собственным адаптивным бессознательным (предками, и связанными с ними задатками). Другими словами, определенными потребностями и склонностями, которые стремятся реализоваться в нашей жизни.

  
Какое значение это имеет для выбора партнеров и болезней, иллюстрирует  следующая генограмма (= генеалогичес кое дерево) семьи двадцати четырехлетнего человека, страдающего алкоголизмом.

  
«Все, что взаимодействует, является родственным».
Марк Аврелий (Marc Aurel)

  
 «Человек живет не только в своем поколении, но и в предыдущих».
Гейнц Гартманн (Heinz Hartmann)

  
Управлять государством гораздо легче, чем семьей.
Китайская поговорка

  
В рассматриваемой генограмме таких коренных факторов два. Они обозначены буквами «d» и «m», и могут быть представлены в виде дерева с множеством ветвей. Одна базовая потребность (= ствол дерева) порождает различные феномены на самых разных уровнях проявления (= ветви). 
 
Основная потребность (= стремление) и множество возможностей проявления судьбы.
Каждая из восьми потребностей побуждает человека к выбору конкретной профессии, хобби, определяет свойства характера, болезни и формы поведения. И наоборот: можно сделать предположение об определенных болезнях или наиболее подходящих для человека профессиях на основании его коренного фактора.
  

Анализ генограммы

  
Формально описав генограмму, рассмотрим ее содержание. На какие базовые потребности указывают данные формы проявления (профессии, хобби, болезни и т.д.)?

  
Как уже говорилось, в нашей генограмме доминируют две потребности: «d» и «m».

  
В качестве символа для фактора «m» возьмем рот (= оральность). Оральная фаза – это ранний период развития ребенка, когда рот и связанные с ним ощущения играют самую важную роль. Позднее оральность утрачивает доминирующее положение, но сохраняет свое значение на протяжении всей жизни, для кого-то в большей, для кого-то в меньшей степени. Эта степень определяется особенностями нашего развития, а также притязаниями предков.

  
«Оральны » профессии в данной генограмме: телефонистка (9), повар (5), трубач (11), специалист в области иностранных языков (1).

  
«Генограмма может помочь членам семьи по-новому взглянуть на себя и свое место в семье».
Моника Мак Гольдрик (Monica McGoldrick)

  
Опасностями для носителя фактора «m» (= оральность) являются различные зависимости – алкоголизм (1, 8), наркомания, токс комания (5), и, кроме того, ожирение (10) как следствие зависимости.

  
В этой генограмме мы встречаем двоих мужчин, которым удалось социализировать свои оральные опасности в социально позитивной деятельности. Один из них (11) играл на духовом инструменте, а другой (7) занимался продажей алкоголя. В своей работе они удовлетворяли «оральные притязания предков», и дело обошлось без формирования зависимости.

  
Теперь перейдем к другой потребности «d», обозначенной так по первой бук ве в слове «Darm» (кишечник). Для нее тоже есть специальный термин – анальность.

  
Анальная фаза в жизни ребенка связана, прежде всего, с формированием навыка опрятности.

  
Анальными называются профессии, в которых речь идет о чистоте, наведении порядка, аккуратности и тщательности. Переплетные работы (6), служба в банке (1, 10), бухгалтерская деятельность (11), складские работы (4), упаковка (5) – вот виды деятельности, в которых можно разрядить анальную потребность. С другой стороны, неаккуратность (9) можно также приписать анальному характеру.

  
Таким образом, люди, представленные на этой генограмме, собственными профессиональными выборами подтверждают, что потребности «m» и «d» играют в их жизни большую роль.   

    
Существуют профессии, которые на первый взгляд достаточно трудно связать с какой-либо определенной потребностью. Например, такой универсальный вид деятельности как домашнее хозяйство хорошо разряжает все восемь (основных) потребностей.

  
Когда мне говорят: «Он придает большое значение чистоте», я делаю предположение о силе фактора «d». А если услышу: «Она – отличный повар», то могу подумать о факторе «m». Не исключаются ситуации, в которых большую роль играют сразу оба этих фактора (и не только они).

  
Итак, я продемонстрировал, как в определенных потребностях членов семейства проявляются притязания предков. Явление, в соответствии с которым гены определяют наши выборы, называется генотропизмом. Более подробно об этом можно прочитать в работах Л. Зонди (L. Szondi, 1944) и Карла Бюрги-Майера (Karl Bűrgi-Meyer, 1992). Биологи наблюдают проявление генотропизма также у животных (Rushton, 1989).

  
Рассмотрим один из таких «генотропических» выборов, а именно выбор в любви, у фигурантов генеалогического дерева под номерами 8 и 9.

  
Почему именно эти двое влюбились друг в друга? Их взаимное притяжение является следствием большого сходства наследственных задатков.

  
«Я убежден, что все одинаковое в конце концов находит друг друга».
Фридрих Гельдерлин (Friedrich Hölderlin)
 

  
В нашем примере это сходство проявляется в общих коренных факторах «d» и «m». Как уже говорилось, (адаптивное) бессознательное способно распознавать подобные совпадения (Wilson, 2007, 23) .

  
На самом деле, генотропический выбор – т. е. выбор, направляемый генами или «предками» – соединяет между собой не только влюбленных, но и членов их семей.  Поэтому в нашей генограмме «выбранные» родственники «уравнены в правах» с кровными. Это сделано в соответствии с идеей, согласно которой факторы, изредка проявляющиеся в нашей семье, дремлют в нашем собственном «Я». В генетике это называется рецессивностью.

  
Значение профессиональной деятельности (или хобби) для нашего психического здоровья и гармоничного развития можно наглядно продемонстрировать на примере молодого человека, описанного в генограмме под номером 8.

  
Он занимается в одной большой организации распределением отчислений на социальное страхование, а значит, должен содержать в порядке картотеку, уметь работать с деньгами и быть аккуратным. Все это разряжает его потребность «d», связанную с наведением чистоты и порядка.

  
Получатели социальных отчислений часто приходят в его офис или жалуются на жизнь по телефону. Долгие разговоры разряжают его потребн сть «m» (говорить и быть принятым).

  
Недавно из-за спортивной травмы мужчине был прописан постельный режим. Именно тогда он и начал злоупотреблять алкоголем (m), поскольку ему не хватало разговоров с клиентами и привычной работы с картотекой.

  
«Когда пиво в мужчине, его рассудок в кувшине».
Пословица

  
Этот человек стал жертвой зависимости, которую можно назвать навязанной судьбой. Его мать (1) умерла от алкоголя: он нашел ее в кровати с полупустой бутылкой шнапса в руке. Вероятность повторить судьбу матери была очень большой, но не фатальной.

  

Мы убедились в этом на примере его брата (7), который «социализировал» опасность появления зависимости, став продавцом алкоголя. Это означает, что он сумел социально-позитивно отреагировать данную потребность.

  
Очень часто человек совершенно неосознанно выбирает наиболее подходящий для себя вариант профессиональной реализации. Можно добавить, что за него это делают предки или его адаптивное бессознательное. Но не всегда это происходит удачно. Поэтому иногда нужно осознанно делать правильный выбор. Во всяком случае, вера в возможность преобразования навязанной судьбы в свободную – вовсе не слепой оптимизм.
  

Продолжим примеры социализации алкогольной зависимости.

  
Я знаком с одним человеком, бабушки и дедушки которого страдали тяжелой формой алкоголизма. Его отец потерял из-за пьянства трудоспособность. Мой знакомый учился на продавца и часто напивался в конце недели.

  
Но как-то раз ему пришла мысль стать барменом. После четырех недель обучения он начал работать в баре одного отеля. С тех пор проблем с алкоголем у него не возникало.

  
Таким образом, генограмма дает огромное количество полезной информации. Иногда смена профессиональной деятельности освобождает человека от душевных страданий, что показывает следующий пример.

  
После завершения курса психотерапии один молодой человек, страдавший сильной подозрительностью, принял решение стать психологом. Его брат, служивший постовым полицейским, недавно прошел переподготовку на сотрудника уголовного розыска.

  
Я полагаю, что они тем самым социально-позитивно отреагировали потребности своих подозрительных, параноидных «предков».

  
Представленная здесь информация наглядно объясняет фукционирование родового бессознательного, которое «нашло» себе в адаптивном бессознательном весьма эффективного помощника.

  
В заключение – ряд сведений практического характера.
 
 ЧЕМ МНЕ ЭТО ПОМОЖЕТ?
Ранее говорилось, что значение теории прямо связано с ее пригодностью. Поэтому сейчас мы подробно остановимся на сферах применения «генограмм». Другими словами: Где нам может пригодиться теория влияния предков?

  
Генограмма позволяет наглядно представить и прокомментировать информацию об одной или нескольких породнившихся семьях. Для каждого члена семьи можно выявить наиболее важные выборы, а именно брачного партнера или друзей, профессий, хобби и болезней.
  
Прежде всего, нужно осознать, что от влияния предков избавиться нельзя. Даже посредством психотерапии. Они включены в генотип каждого человека. Поэтому нашей ближайшей целью является осознание наших  потребностей, а затем – если необходимо – поиск возможно большего числа вариантов для их удовлетворения посредством выбора соответствующих профессий или хобби (См. ранее представленные примеры).

  
В профконсультировании можно очень успешно использовать знание об унаследованных потребностях и их социально-позитивной разрядке в профессиональной деятельности. Фототест профессиональных склонностей Мартина Ахтниха основан именно на этом (M. Achtnich, 1979).

  
Я желаю вам увлекательного путешествия в мир открытия собственных возможностей.
   

  
 - Генетически обусловленное содержание родового бессознательного можно символически обозначить словом «предки».
-  «Предки» проявляют себя в виде притязаний и потребностей, направляющих наши выборы.
- Наследственные задатки оказывают на наши переживания и поведение очень большое влияние, осознаем мы это или не осознаем.
- Это влияние проявляется, прежде всего, в выборе брачных партнеров, профессий, хобби, болезней.
- «Каин» играет огромную роль в жизни отдельного человека и целых народов.
- Знание о своих «предках», т. е. о возможных опасностях судьбы, а с другой стороны, о потенциальных шансах и внутренних ресурсах, может оказать помощь на пути к большей свободе, самостоятельности и человечности.



Автор: Фридъюнг Юттнер

 

Заказать обратный звонок
Задать вопрос
Регистрация на тренинг